Профессор Кэтрин Хьюз описывает, как расширение среднего класса в XIX веке привело к новому акценту на восходящей социальной мобильности, этикете и демонстративном потреблении.
На протяжении веков аристократия была самой влиятельной частью британского общества. Но с последней четверти XVIII века власть и уверенность среднего класса начали расти. Земля больше не была единственным источником богатства. Благодаря промышленной революции теперь стало возможным зарабатывать состояние на производстве и торговле товарами. Появились всевозможные новые профессиональные, технические и канцелярские должности, которые требовали высокой степени образования и подготовки. Число людей, относящихся к среднему классу, начало увеличиваться, и мужчины стали определяться своей работой, а не семейным происхождением.
В 1840 году художник-график Джордж Крукшанк создал карикатуру под названием «Британский улей», на которой изображено английское общество, разделенное по классам и занятиям, с королевской семьей на вершине иерархии. широкий средний слой, включающий книготорговцев, механиков, ткачей, ювелиров, стекольщиков, торговцев чаем и изобретателей; а внизу — извозчики, чистильщики обуви, угольщики, подметальщики и мусорщики. Используя образ улья с его жестко организованными слоями, Крукшанк прославлял классовое разделение, действующее в британском обществе, а также изображал его естественным и неизменным.
По всей стране мужчины среднего класса управляли фабриками, торговали акциями, вели бухгалтерские книги, курировали строительные площадки и ссорились в судах. Они заработали состояние и испытали свой характер, соревнуясь со своими коллегами. Еще до того, как в 1860-х годах начали распространяться идеи Чарльза Дарвина о естественном отборе, средний класс понимал, что жизнь — это, по сути, одна продолжительная борьба.
Поднимаемся по социальной лестнице
Чтобы гарантировать, что аристократия больше не будет иметь несправедливого преимущества, средний класс энергично выступал за избирательную реформу и свободную торговлю. Создавая условия для здоровой конкуренции, викторианцы считали, что теоретически любой человек может добиться успеха в мире своими собственными усилиями, независимо от того, насколько скромным является его происхождение. Автор Сэмюэл Смайлс придумал термин «самопомощь», который он использовал в качестве названия своего бестселлера. В книге «Самопомощь» (1859 г.) были такие главы, как «Применение и настойчивость», а также множество вдохновляющих историй о людях, которые прошли путь от скромного начала до капитанов промышленности. В «Больших надеждах», Чарльз Диккенс рассказывает историю Филиппа Пиррипа (Пипа), который из ученика кузнеца превратился в джентльмена. Однако, поскольку Пип не зарабатывал свое богатство, он находит свое новое положение неудовлетворительным, и его чувство вины вплетено в сюжет. Даже такой радикальный викторианец, как Диккенс, считал, что самопомощь и упорный труд необходимы для эмоционального благополучия человека.
Это звучит воодушевляюще, но цена неудачи была очень высока. Считалось, что виноваты люди, которые не поднялись в мире. Их считали ленивыми, расточительными или гордыми и, следовательно, ответственными за свою бедность. Помощи заслуживали только те, кто был слишком стар, чтобы работать, или те, кто не мог работать из-за инвалидности; для всех остальных существовал ужасный работный дом, созданный Новым законом о бедных 1834 года. Условия внутри работного дома были намеренно суровыми, чтобы отпугнуть всех, кроме самых отчаявшихся. Семьи были разделены, еда была скудной, а заключенным приходилось работать по несколько часов в день, разбивая камни и расцепляя старые веревки. В 1838 году Чарльз Диккенс опубликовал «Оливера Твиста», отчасти для того, чтобы рассказать о запустении работного дома, особенно для несчастных детей-бедняков.
‘Как себя вести’
Даже если человек среднего класса действительно достиг успеха, это не обязательно означало, что он был социально защищен. Действительно, быстрая мобильность по карьерной лестнице может вызвать всевозможные беспокойства. Классовые различия на самом деле теперь стали важным способом отличить «старый» средний класс профессиональных людей, таких как юристы и врачи, от «новых» бизнесменов и технократов. Поскольку в городах проживает так много людей, стало важно позиционировать людей в соответствии с их точным местом в социальной иерархии. Мужчины, которые поднялись с низов, беспокоились о том, чтобы приспособиться к ним. Чтобы договориться о своем новом образе жизни, они могли выбирать из множества руководств с такими названиями, как «Как вести себя» и «Советы джентльмена». Здесь вы найдете все, что вам нужно знать: когда пожимать руку; как вежливо завершить разговор; как изящно сидеть и стоять; что подразумевалось под «RSVP»; как бороться с грязными ногтями или неприятным запахом изо рта; как укладывать бороду; или как вести себя на званом обеде, в картинной галерее или в церкви. Вооружившись одной из этих книг, новоиспеченный джентльмен из среднего класса мог избежать социальных оплошностей в приличном обществе.
Пригороды и слуги
Соблюдение социальных правил было еще более важным для женщин среднего класса. В отличие от мужчин, они не могли получить статус от своей работы. В то время как мужья каждый день ездили на работу, жены оставались дома, часто в одном из недавно построенных пригородов, которые начали окаймлять крупные города. Двухквартирные дома носили такие названия, как «Бленхейм» или «Виндзор», и были спроектированы так, чтобы подражать величественным домам аристократии. Мало того, что оплачиваемая работа для женщины среднего класса не одобрялась, ее также не поощряли выполнять работу по дому, которую оставляли на растущую армию специализированных слуг, включая горничных, нянек, поваров и лакеев. Даже женщины из низов среднего класса, жены клерков и школьных учителей, ожидали, что у них будет прислуга, которая будет выполнять самые грязные работы, такие как мытье ступенек и чистка картофеля.
Заметный расход
Настоящая функция жены среднего класса заключалась в том, чтобы демонстрировать финансовый успех мужа, наполняя свой дом материальными благами – тем, что называлось «атрибутами аристократизма». Ковры, пианино и картины, чем красивее, тем лучше, рекламировались в новых женских журналах, таких как «Домашний журнал англичанки» Сэма Битона, и посылали сообщение не только о богатстве их владельцев, но и об их патриотизме. Покупка предметов роскоши стимулировала внутреннюю торговлю и объединяла растущую Британскую империю за счет импорта драгоценных материалов и дорогих тканей с другого конца света. Быть потребителем стало гражданским долгом.
Сама хозяйка дома стала ходячим рекламным щитом материального успеха мужа. Она могла переодеваться несколько раз в день, надев разные наряды на завтрак, звонки и ужин. Ее тело тоже передало важное сообщение о ее социальном классе. Ее гладкие белые руки и громоздкий кринолин намекали, что она не была занята домашними делами.
На первый взгляд такое демонстративное потребление противоречило викторианским ценностям, таким как смирение и бережливость. Однако хозяйка дома сыграла важную роль в разрешении этой напряженности. По словам Сары Стикни Эллис, автора очень популярной книги «Женщины Англии, их социальные обязанности и домашние привычки» (1839), женщины морально превосходили мужчин. Их работа заключалась в том, чтобы создать оазис спокойствия и тихой добродетели, куда их мужья могли бы вернуться в конце дня. В ходе этого процесса люди будут очищены от аморальной заразы рынка, освобождены от грехов жадности, зависти и даже похоти, которые они проявили в своей борьбе за выживание в мире. Если бы они были достаточно богаты, они могли бы также успокоить свою совесть, вложив часть своего состояния в филантропию, строя дома для рабочего класса, чтобы они тоже могли ощутить преимущества счастливой семейной жизни.
Другие авторы советов для женщин признали, что женщины обязаны жить в «отдельной сфере» от своих мужей, отцов и братьев, но все же нашли способы расширить права и возможности женщин. В своей знаменитой «Книге по ведению домашнего хозяйства» 1861 года миссис Битон открывается знаменитым утверждением о том, что хозяйка дома должна считать себя «командующим армией», викторианским эквивалентом генерального директора (гл. 1). Намерение миссис Битон состояло в том, чтобы заставить женщин среднего класса почувствовать, что домашняя сфера так же важна, как и общественный мир, в который их мужья возвращаются каждое утро после завтрака. Возможно, женщины и отличались от мужчин, сказала миссис Битон, но они определенно были равны.
Автор:
Кэтрин Хьюз — профессор кафедры жизнеописания и руководитель программы магистратуры по жизнеписанию в Университете Восточной Англии. Ее первая книга «Викторианская гувернантка» была основана на ее докторской диссертации по истории Викторианской эпохи. Кэтрин также является редактором журнала «Джордж Элиот: семейная история» и получила множество национальных премий за свою журналистику и исторические статьи. Она является редактором журнала Prospect , а также рецензентом книг и комментатором Guardian и BBC Radio.
Перевод статьи, опубликованной на сайте Британской библиотеки.
Перевод статьи, опубликованной на сайте Британской библиотеки.