Рождество в том виде, которое мы его знаем, родилось в Викторианскую эпоху. Многие из его неотъемлемых сейчас элементов – от елок и хлопушек до открыток и колядок – берут свое начало именно в 19 веке. Однако не стоит забывать, что появление ряда этих элементов было связано с промышленными и коммерческими интересами. «Традиционное» британское Рождество, которое мы знаем сегодня, не найдено в тумане истории, а возникло как продукт индустриализации.
Рождество как праздник было официально объявлено Римским папой Юлием I в IV веке. Папа Юлий I установил 25 декабря как дату празднования Рождества Христова. Это решение было принято в контексте распространения христианства и было связано с желанием установить христианские традиции и праздники на месте римских языческих обрядов, так как 25 декабря соответствовало дате римского праздника Солнца (Sol Invictus).
Праздничная еда и питье были основным компонентом рождественских празднований почти с самого начала. Однако священники всегда предостерегали вою паству от «чрезмерного пиршества», порожденного этим днем.
Чарльз Диккенс в своих рассказах описал то, что нынче считается «традиционным» рождеством. Однако при жизни Диккенса многие из этих традиций вообще не были традициями. В рассказе, написанном в 1837 году, Диккенс выделил самое необходимое: день был посвящен семье, омеле и остролисту, посещению церкви и благотворительности, а также еде – индейке, сливовому пудингу и пирожкам. Однако многие вещи, которые мы считаем само собой разумеющимися, еще не были частью праздника. Он не упомянул деревья, колядки, открытки, чулки или хлопушки. Не было ни Деда Мороза, ни подарков (кроме подарков слугам и жетонов детям). Диккенс был на пороге грядущих великих перемен, и когда он начал писать, многие «традиции» этого «традиционного» фестиваля развивались и создавались новые «традиции».
Так что же это было за элементы новой рождественской традиции.
Украшения
В 16 веке слушателей поощряли «Украшать залы ветвями падуба», или, по крайней мере, они были в Уэльсе, где зародилась эта рождественская песнь. Для украшения использовались можжевельник, плющ, тис, ивы, и другие растения. Из них делали венки и гирлянды. Эти украшения символизировали жизнь и вечное возвращение природы. К XVIII веку праздничная зелень стала настолько распространенной, что ее часто называли просто «Рождество»: «Окна застряли в Рождестве», — сообщила одна газета в 1706 году.
На юге и западе Англии часто можно было увидеть целующиеся ветки: размером до полутора метров они представляли собой скрещенные обручи из зелени, украшенные яблоками и апельсинами, цветными лентами и бумажными цветами – именно такие украшения впоследствии стали висеть на этой новинке XIX века — рождественской елке.
К концу 18-го и началу 19-го века те, кто жил в общинах немецких иммигрантов (в том числе в Виндзоре, с королевой Шарлоттой, родившейся в Германии), знали об обычае украшать деревья в домах «по немецкой моде». Королева Виктория и ее муж Альберт (немец по происхождению) впервые поставили ель в 1840 году, а в 1848 году изображение королевской семьи вокруг Рожественского дерева популяризировало эту немецкую традицию, сделав ее похожей на исконно британскую.
Колядки
Известно, что сезонные песни пелись еще в 13 веке, однако в Британии гимны исчезли из-за пуританского отторжения Рождества. Когда они снова начали появляться, чаще всего они были связаны с пиршествами, а не с религией. Первыми двумя религиозными гимнами, появившимися после пуританского периода, были «While Shepherds Watched Their Flocks» (1698 г.) и «Hark! The Herald Angels Sing» (1782 г.).
Возрождение колядок началось с публикации рассказа Диккенса «Рождественская песнь» (1843)
Однако всего через шесть лет после его первого рождественского рассказа, в котором они не упоминались, самый известный рассказ Диккенса был озаглавлен «Рождественская песнь» (1843). Колядки стали снова доступны среднему классу благодаря антологиям, созданным антикварами, которые собирали эти песни. Эти антиквары расшифровывали песни рабочего класса и переиздавали их в коммерческих целях для среднего класса.
Однако прошло еще десять лет, прежде чем пение гимнов стало широко распространенным, потому что были необходимы еще две вещи: семьи должны были быть вместе, и должен был быть способ играть музыку. Что касается первых, новые железные дороги позволили рабочим и детям, посещающим школу, ездить домой на каникулы. Но только в 1870-х годах, когда впервые были установлены оплачиваемые отпуска, трудящиеся смогли воспользоваться ими в полной мере. И к тому времени реклама и рассрочка впервые сделали фортепиано доступными для среднего класса.
Викторианцы так же были пионерами идеи того, что столетие спустя назовут «рождественским синглом»: сезонных новинок для процветающего рынка пианистов-любителей, развлекающихся дома.
Рождественские открытки
Для тех, кто не смог поехать на Рождество домой к семье, еще одной новой традицией стала рождественская открытка. До 1840 года за письма платили получатели, а не отправители, и плата взималась за каждую милю. Penny Post перенесла стоимость на отправителя и ввела фиксированную плату в размере одного пенни, что составляет десятую часть или меньше прежних цен. Всего три года спустя Генри Коул, выдающийся государственный служащий, изобретатель и инициатор новой почтовой системы, напечатал тысячу открыток с изображением семейного рождественского ужина. Но при цене в один шиллинг каждый большого спроса не было. Только в 1880-х годах, когда технология печати улучшилась, а цены упали, рождественские открытки стали стандартной частью празднования Рождества.

Многие рождественские открытки в то время были ручной работы. Они могли включать вышивку, вырезание из бумаги, приклеивание нитей и даже небольших трехмерных элементов. Они часто украшались деталями, связанными с праздником: елками, звездами, мишурой, цветами и даже крошечными игрушками.
Санта Клаус
В Викторианскую эпоху появляется и покровитель Рождества — Санта Клаус. В эпоху Реформации дни святых постепенно исчезли, включая святого Николая. Вместо этого Старое Рождество, обычно изображаемое в виде худого старика, было придумано как дух сезона. Голландец Синт Николаас , или Синтерклаас , отправился в США и стал Санта-Клаусом. Его рабочий день также был перенесен на Сочельник вместо 5 декабря (день Святого Николая); к 1820-м годам у него были сани и олени, к 1870-му он обычно носил епископские красные одежды; а к концу 1880-х годов он слился со Старым Рождеством в Великобритании, став частью домашнего праздника и символом благотворительности.
Рождественские ужины
Благотворительность тоже была важным компонентом Рождества для среднего класса. Газеты печатали рождественские призывы к пожертвованиям для бедных, больных и пожилых людей, а благотворительные организации предоставляли рождественские обеды для бедных, копию нового традиционного рождественского ужина, со своими новыми традиционными блюдами.
Сливовая каша, говяжий бульон, загущенный хлебом и приправленный сухофруктами, вином и специями, издавна была сезонной едой, а пироги Двенадцатой ночи, которые подавали вечером перед Крещением, чтобы отметить окончание праздничного цикла, также были традиционными: с запеченными в них сушеными бобами и горошком: тот, кто их нашел, стал королем и королевой Двенадцатой ночи. Оба эти блюда постепенно превратились в рождественские блюда: сливовый пудинг и рождественский пирог. Тем временем железные дороги изменили основное блюдо праздника, которое традиционно представляло собой говядину для тех, кто мог себе это позволить.
Впервые индейки были завезены в Европу испанцами в 16 веке, но до появления железнодорожного транспорта они не были основным блюдом зимнего праздника. До появления железных дорог с их скоростным транспортом животных сгоняли на рынок живыми. Индюки, однако, плохо ходили: их ноги были чувствительными, и им нужно было носить маленькие кожаные сапоги, чтобы защитить их во время марша. Несмотря на это, второй период откорма после их прибытия все еще был необходим, что сделало их предметом роскоши. С появлением поездов цены на индеек упали, а их большой размер сделал их идеальными для таких же больших викторианских семей.
Коммерциализация Рождества в Викторианскую эпоху
Все новые Рожественские традиции, которые появились в британском обществе в Викторианскую эпоху, преобразили праздник. В том числе сделали его важным с коммерческой точки зрения. Рождество породило спрос на железнодорожные поездки, на открытки, на специальные рождественские подарки, которые активно рекламировались. Коммерческие организации начали активно использовать рекламу для привлечения внимания к своим товарам перед Рождеством. Специальные рождественские акции и скидки стали стандартной практикой.
Рождественская музыка была продуктом коммерческих предприятий, продающих ноты. Рождественские украшения стали более разнообразными и массово производились. Елки, гирлянды, елочные игрушки и другие декоративные элементы стали доступны широкой публике.
Во викторианскую эпоху стали популярны рождественские рынки, где продавались подарки, украшения, еда и напитки. Это событие не только предоставляло возможность для покупок, но и создавало атмосферу праздника.
Таким образом, традиционное домашнее британское Рождество было действительно новым, коммерческим и интернациональным: Германия поставляла елки, Санта-Клауса из США и массовую рекламу, имя голландского Санта-Клауса и обувь для подарков (хотя в американском переводе туфли превратились в чулки). Рождество производили производители, доставляли по железным дорогам, рекламировали в газетах и журналах. Рождественские подарки, рождественские путешествия, рождественские пантомимы, рождественские концерты, рождественские обеды: все было изменено, переупорядочено, переупаковано и доставлено, чтобы создать образ не современной эпохи, а эпохи домашнего уюта.
Источники: