1 мая 1851 года в лондонском Гайд-парке открылась Великая выставка промышленных работ всех народов, более известная как Всемирная выставка 1851 года. Это грандиозное событие стало символом эпохи индустриализации, продемонстрировав миру достижения науки, техники, искусства и торговли.
Обычно идею проведения выставки приписывают принцу Альберту, супругу королевы Виктории. Однако это не совсем так. Великая выставка стала совместным детищем принца Альберта и Генри Коула.
Генри Коул, вероятно, является одной из наиболее увлекательных личностей Викторианской эпохи. Он работал регистратором в Государственном архиве, а также он был пионером в области почтовых услуг, защищал идею однопутной железной дороги, создал дизайн чайного сервиза и даже придумал рождественскую открытку. Он был активным членом Общества поощрения искусств, мануфактур и торговли (Общества искусств), где занимался тем, что нынче называется промышленным дизайном. Именно через Общество искусств Генри Коул и познакомился с принцем Альбертом.
В 1849 году Коул убедил принца Альберта провести выставку, аналогичную Парижской (именно французы были пионерами крупномасштабных промышленных выставок). Идея Коула заключалась в том, чтобы сделать Британскую выставку более масштабной и, в отличие от французского мероприятия, глобальной по своей направленности. Целью было поощрение британского дизайна и производства путем поддержки инноваций и развития торговли.
Принц Альберт загорелся этой идеей. Он и до этого считал себя покровителем искусств. Принц видел в Великой выставке возможность для продвижения промышленности, науки и искусства Великобритании, а так же установлению мира и любви между народами. Весьма вероятно, что без активного участия принца Альберта проект так бы не и был бы реализован.
Коул так же убедил принца организацию Королевской комиссии, которая должна была взять на себя организацию выставки. В состав этой комиссии в том числе входили бывший премьер-министр Роберт Пиль и действующий премьер-министр лорд Джон Рассел.
Выставка финансировалась со стороны государства и частных подписок. После многочисленных споров в качестве места проведения был выбран Гайд-Парк. Противники проекта (а такие, несмотря на покровительство принца-консорта были) считали, что выставка нанесет непоправимый ущерб парку, в том числе, что выставочный павильон, который по плану должен был быть временным сооружением, останется в парке навсегда.
После выбора места проведения, вторым важным вопросом для Королевской комиссии было строительство выставочного павильона. Комиссия получила на рассмотрение более 230 проектов и даже был выбран финалист, однако комиссия не сразу учла два важных ограничения: сравнительно короткие сроки строительства, а так же временный характер здания.
В конечном счете именно эти два фактора привели к тому, что реализовывался проект Джозефа Пакстона, который позже получит название Хрустального дворца. Это было сборное здания с железным каркасом и стеклянным фасадом. Для строительства Хрустального дворца потребовалось более 1000 колонн, 2000 балок, 300 000 оконных стекол и более 20 миль водосточных труб. Оно построено всего за 22 недели. К его строительству привлекли примерно 2000 человек.
Хрустальный дворец представлял собой вытянутое здание с трансептом, напоминающее в плане крест. Длина дворца составляла 564 метра, ширина — 124 метра, а высота — 33 метра. В центре дворца находился огромный зал, где были представлены экспонаты выставки. Центральным элементом был великолепный фонтан, сделанный из 4 тонн розового стекла и высотой 27 футов. На момент своего открытия он был самым большим стеклянным зданием в мире, но и самым большим закрытым помещением.
Открытие Всемирной выставки 1851 года состоялось 1 мая в 11 часов. В это время в воздух поднялся на воздушном шаре Чарльз Спенсер.
В полдень Королева Виктория и принц Альберт прибыли на выставку в карете, запряженной восьмью лошадьми. Их прибытие сопровождал орудийный салют. За ними следовала процессия из членов королевской семьи, иностранных послов и других высокопоставленных лиц. Принц Альберт произнес речь, в которой он приветствовал гостей и подчеркнул значение выставки для развития международного сотрудничества.
На выставке было представлено более 100 000 экспонатов от почти 14 000 участников, отобранных различными комитетами. У участников была возможность получить высшую награду — Медаль Совета за инновации (вручено 170 медалей), или меньшую медаль за мастерство (около 3000 медалей вручено).
Несмотря на то, что выставка позиционировалась, как международная, более половины экспонатов принадлежали Великобритании. Крупнейшими иностранными представителями были Франция, Австрия, Россия и США.
К интересным и значимым экспонатам Великой выставки можно отнести:
- гидравлический пресс Стивенсона, самый крупный экспонат выставки
- жаккардовый ткацкий станок, который создавал узор, продиктованный отверстиями, пробитыми на карточке
- ранние даггеротипные фотографии Луны, сделанные в Гарвардской обсерватории
- в ювелирной секции находились бриллиант Кох-и-Нур, один из крупнейших в мире, редкий розовый бриллиант Дарья-и-Нур и брошь Тара VIII века, обнаруженную в Ирландии годом ранее
Выставка не работала по воскресеньям, и были запрещены курение, употребление алкоголя и присутствие собак.
Стоимость билетов изначально была высокой: 1 фунт стерлингов за посещение в первые два дня и 5 фунтов за любой из последующих 20 дней, прежде чем были введены сниженные цены для привлечения разнообразной аудитории. Самые доступные дни (1 шиллинг) приходились на понедельник по четверг, в то время как цена в пятницу была более чем в два раза выше (2 шиллинга 6 пенсов), а в субботу — еще выше (сначала 5 шиллингов, а затем снижена до 2 шиллингов 6 пенсов в августе).
Более 6 миллионов человек посетили выставку, хотя в эту цифру вошли и те, кто посещал ее более одного раза. Самая высокая посещаемость за один день достигла 103 000 человек, что было зафиксировано 7 октября.
Многие из посетителей Великой выставки прибыли из-за границы, как указано в официальном отчете, который отмечает, что количество людей, въехавших в страну во время выставки, увеличилось в три раза по сравнению с предыдущим годом. Большинство из них приехали из Франции (27 000), немецких земель (10 000) и США (5000).
Выставка, как и планировалось, завершила свою работу 15 октября.
Мероприятие имело большой успех. Оно принесло огромную прибыль — около 180 000 фунтов стерлингов.
Однако более значимыми были долгосрочные последствия выставки, которые, наверное, были не столь ожидаемыми.
Великая выставка 1851 года вдохновила проведение множества последующих выставок и ускорило развитие свободной торговли. Кроме того, она стало источником вдохновения для инноваций, заложила основы новой эпохи потребительского рынка, где реклама стала более приемлемой и оказала значительное влияние на формирование тенденций в сфере туризма и отдыха. Более того, именно благодаря ней появился Кубок Америки, который стартовал как разовая гонка вокруг острова Уайт во время выставки.
Полученная от выставки прибыль по решению организаторов пошла на покупку почти 90 акров в Южном Кенсингтоне. Этот район получил название «Альбертополис». На этой территории были построены Музей Виктории и Альберта, Музеи Естественной Истории и Науки, Имперский Колледж, Королевский Музыкальный Колледж и Королевский Альберт-Холл. Рядом с Альберт-Холлом была установлена статуя Альберта, чтобы отметить его роль во Великой Выставке.
Хрустальный дворец вопреки надеждам Генри Коула был демонтирован 1852 году. Его выкупил специально организованный консорциум. Дворец в несколько измененном виде (были добавлены водонапорные башни, добавлено два этажа) открылся в 1854 году в специально организованном парке в Сиднемхэме. Он использовался в качестве общественного пространства для проведения выставок, фестивалей, лекций. В 1936 году дворец был полностью уничтожен в результате пожара. Восстановлен он не был.