Эдуард Булвер-Литтон (иногда пишут Эдвард) был британским писателем и политиком 19 века. Он был автором множества романов и драматических произведений, а также являлся членом британского парламента. Он также прославился своей фразой «Перо сильнее меча» (The pen is mightier than the sword), которая стала популярным выражением и олицетворяет силу слов и литературы.
Эдуард Булвер-Литтон родился в Лондоне 25 мая 1803 года. Он был младшим из трех сыновей генерала Уильяма Эрла Булвера (1757–1807) и наследницы Херфордшира Элизабет Барбары Литтон (1773–1843). Родители разошлись вскоре после рождения Эдуарда по причине тяжелого характера его отца. Вскоре генерал Булвер погиб.
Несмотря на любовь к книгам, которая досталась Булвер-Литтону от матери, больших успехов в учебе он не достиг. Его мать переживала, что из-за этого он не сможет продолжить учебу в университете. Тем не менее в 1822 году он поступил в Тринити-колледж в Кембридже.
Первая книга Бульвер-Литтона — «Измаил: восточная сказка и другие стихи» — была опубликована в 1820 году. Несмотря на плохие продажи, книга получила похвалу от сэра Вальтера Скотта.
Во время учебы в университете Булвер-Литтон продолжал писать и публиковать стихи. Один из них — «Скульптура» — стал причиной пожизненной вражды с Уильямом Теккереем, который язвительно раскритиковал стих.
Эдуард Булвер-Литтон стал активно писать и публиковаться после своей женитьбы в 1827 на Розине Дойл Уиллер, молодой остроумной и красивой ирландской женщины. Мать Булвет-Литтона не одобрила этот брак, поэтому серьезно урезала пособие сына. Однако расходы молодой пары, которая вела весьма экстравагантный образ жизни, были существенны, поэтому Эдуару пришлось взяться за перо. За годы их совместной жизни Булвер-Литтон написал тринадцать романов, два длинных стихотворения, четыре пьесы, социальную историю Англии начиная с рубежа веков, трехтомную история Афин, сборник рассказов «Студент». Он так же редактировал «Новый ежемесячный журнал» (1831-2) и анонимно публиковал многочисленные эссе в различных изданиях.
Его первый роман, мрачный роман «Фолкленд» (1827), не вызвал общественного интереса. Однако второй роман «Приключения джентльмена» (1828) о нравах и модной жизни аристократов, положивший начало его карьере популярного писателя. Среди других его известных произведений можно отметить его криминальный роман «Пол Клиффорд» и «Годольфин», который стал его первым романом, воплотившим оккультную тему. Произведения Эдуард Булвер-Литтон часто становились бестселлерами.
Творчество негативно сказывалось не его семейной жизни. Несмотря на успех его произведений, в частности романа «Последних дней Помпеи» (1834 г.), написанного по итогам путешествия с супругой в Италию, Булвер-Литтон пренебрегал своей семьей ради творчества. Это привело к тому, что он официально развелся с Розине Дойл Уиллер в 1836 году. Развод в те времена в виду сложности был крайне редким явлением.
Помимо писательской деятельности и путешествий, Бульвер-Литтон сделал успешную политическую карьеру , дважды работая в парламенте — сначала в качестве виг-радикала в течение одиннадцати лет с 1831 года. После одиннадцатилетнего перерыва он вернулся в политику в качестве члена парламента от консерваторов. Он был в Палате Лордов с 1852 по 1866 год.
По натуре Бульвер-Литтон был застенчивым и сдержанным, а растущая глухота только способствовала тому, что он все больше и больше скрывался от внимания общественности.
Эдуард Булвер-Литтон умер 18 января 1873 года, став жертвой ушной инфекции, которая мучила его много лет и наконец достигла его мозга.
Сейчас Эдуард Булвер-Литтон не считается писателем первой величины Викторианской эпохи. Он скорее стоит на уровне Энтони Троллопа и Элизабет Гаскелл, чем Диккенса, сестер Бронте или Томаса Харди. Однако не следует забывать, что его творчество оказало сильное влияение на других писателей. Его роман «Пол Клиффорд» проложил путь в развитии викторианского романа о расследовании преступлений. Ему подражали Уильям Харрисон Эйнсворт в «Джек Шеппард», Диккенс в «Оливере Твисте» и Уилки Коллинз в «Женщине в белом». Арбас, египетский священник и злодей из «Последних дней Помпеи», вдохновив других культовых антагонистов викторианской эпохи, таких как Джонас Чезлвит Чарльза Диккенса, граф Фоско Уилки Коллинза с его интеллектуальным дьяволизмом и Мориарти Артура Конан Дойля, Наполеона преступности, в отчужденном криминальном гении. Его манерный стиль, полный красноречия и архаизма делает его произведения, увы, несколько недоступными для современных читателей.