Чарльз Кингсли занимает важное место в истории Викторианской эпохи не только как писатель, но и как поэт, пастор, христианский социалист, протестантский полемист и натуралист-любитель. Чарльз Кингсли был автором множества романов, стихов, рассказов и драм, включая такие известные произведения, как «Поэма о деревне» (The Village Poem), «Водолаз» (The Diver), и «Вперед! На запад!» (Westward Ho!). Его литературное наследие остается важной частью английской литературы 19 века. Кингсли также был духовным лидером и проповедником. Он проповедовал христианские ценности и акцентировал важность морали и сострадания. Кингсли поддерживал образование и считал его ключевым инструментом для улучшения жизни бедных и уменьшения социальных неравенств.
Чарльз Кингсли родился 12 июля 1819 года в семье Чарльза Кингсли-старшего и Мэри Лукас Кингсли. В 1832 году он обучался у Дервента Кольриджа, а в 1837 году поступил в Королевский колледж в Лондоне. В 1838 году он продолжил свое образование, поступив в колледж Магдалины в Кембридже. Там он встретил свою будущую жену Фрэнсис (Фанни) Гренфелл. В феврале 1842 года Кингсли покинул Кембридж, чтобы готовиться к принятию сана. В январе 1844 года он и Фанни поженились, а в мае он стал настоятелем церкви Эверсли, где он прослужил до конца своей жизни.
Кингсли привел в литературу интерес к проблемам рабочего класса. В 1848 году он начал анонимно публиковать заметки в поддержку зарождающегося тогда христианского социалистического движения. В том же году вышел его первый роман «Закваска», в котором описывается тяжелое положение сельскохозяйственных рабочих.
Симпатии Кингсли к христианским социалистам, выраженные под псевдонимом Парсон Лот, продолжали находить выражение в печати, по крайней мере, до 1851 года. Однако с 1852 года интересы Кингсли начали меняться. Например, он подверг критике американских трансценденталистов Новой Англии в «Фаэтоне» и обратился к исторической фантастике в «Ипатии».
В «Ипатии», выпущенной в двух томах в 1853 году, Кингсли использовал в качестве места действия Александрию пятого века незадолго до ее падения и воспользовался случаем, чтобы дать художественное выражение своей вере в провиденциальный характер истории. В романе показано столкновение христианства с неоплатонизмом как первый кризис в истории христианства. В нем Кингсли изображает изнеженных римлян, утонченных языческих философов и энергичных германских воинов, борющихся за господство, когда мир вокруг них рушится. Действие его романа происходит в пятом веке, что позволило Кингсли издалека атаковать тенденции девятнадцатого века, которые, по его мнению, разрывали ткань английской жизни.
Его внимание привлекали и другие вопросы. Он опубликовал том проповедей, посвященных вопросам общественного здравоохранения, под названием «Кто вызывает чуму?» и «Береговые чудеса» — его первая статья, посвященная морской биологии.
Начало Крымской войны разожгло его воинственный дух в книге «Храбрые слова для храбрых солдат и матросов», а затем и в книге «Вперед! На запад!».
В 1856 году Кингсли начал писать книги для детей. «Греческие сказки для моих детей» представляют собой пересказ древних сказок. В 1862 году выходят «Дети Воды» (считаются одним из первых детских фэнтези), а в 1868 году «Мадам Как» и «Леди Почему» .
Впрочем интерес к общественным вопросам так же его не покидает. В 1857 году он публикует «Два года назад», выразив удовлетворение улучшением условий сельскохозяйственной жизни со времен своей первой книги и исследуя смягчающее воздействие Крымской войны на своего героя-врача. В этом романе, повествующем об эпидемии холеры, Кингсли также поднял проблемы санитарии и общественного здравоохранения.
В 1865 году Кингсли опубликовал свой последний роман «Последний из англичан», в котором он описывает уход англосаксонской героической эпохи, когда последний англосаксонский противник норманнов уступает Вильгельму Завоевателю. И снова Кингсли восхищается мифической германо-английской мускулистостью, резко контрастирующей с континентальным коварством.
Хотя Кингсли подумывал о написании других романов, он так и не сделал этого. Вместо этого в 1867 году он некоторое время редактировал журнал Fraser’s Magazine. В 1869 году он оставил свою должность профессора в Кембридже — академическую должность, на которой он никогда не чувствовал себя комфортно.
В 1870 году Чарльз Кингсли совершил поездку по Вест-Индии, в результате которой в 1871 году были написаны заметки, которые стали «Наконец-то: Рождество в Вест-Индии». В 1872 году он опубликовал «Городскую геологию» и стал президентом Мидлендского института в Бирмингеме. В 1874 году он опубликовал «Здоровье и образование» и совершил шестимесячное турне по Соединенным Штатам. Когда он вернулся в Англию, он был измотан. 23 января 1875 года он умер.
Джастин Маккарти так описал внешность Чарльза
Довольно высокий, очень угловатый, удивительно неуклюжий, с тонкими, шатающимися ногами, острым лицом, украшенным редкими седыми бакенбардами, способностью принимать самые неуклюжие позы, и делал самые отвратительные искажения лица и тела; с грубым провинциальным акцентом и неотесанной речью, которую на подмостках комического театра сочли бы за нелепую карикатуру; именно так выглядел автор «Главка» и «Ипатии». Со времен Бруама на английской сцене не выставлялось ничего столь неуклюжего, странного и нелепого. Излишне говорить, что Чарльз Кингсли не обладает красноречием Брума. Но у него сильная и энергичная речь, которая вскоре поразила суть встречи. Он покорил свою аудиторию.
Религиозные взгляды Чарльза Кингсли были прогрессивными и открытыми для Викторианской эпохи. Он призывал к толерантности, сочувствию и социальной справедливости, подчеркивая важность морали и добрых дел в христианской практике. Он считал, что религия должна быть средством для улучшения жизни и морали человека, а не инструментом угнетения или разделения. Его взгляды нашли отражение в его творчестве.