Чарльз Диккенс был одним из самых популярных писателей Викторианской эпохи. Можно смело утверждать, что его гений соперничать с другим «столпом» английской литературы как Уильям Шекспир. Его работы нравились людям всех слоев общества.
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в семье Джона и Элизабет Диккенс. Отец Чарльза, Джон Диккенс, работал клерком в военно-морской кассе, но плохо разбирался в финансах, что привело к тому, что в 1824 году он оказался в тюрьме за долги. Чарльз, которому было в тот момент было всего 12 лет, был вынужден пойти работать на фабрику ваксы. В то время в принципе детский труд не был, к сожалению, чем-то необычным. Опыт ранней работы был психологически сильно травмирующим для Чарльза. Тема детского труда и угнетающих условий в работных домах неоднократно поднималась им в его произведениях, в частности в знаменитых «Оливере Твисте» и «Дэвиде Коперфильде».
Позже когда семейные финансы частично восстановились и отец вышел из тюрьмы, Чарльз ушел с работы и на три года вернулся к учебе. В 15 лет он устроился на работу рассыльным у адвоката, а вечерами изучал стенографию. В 1829 году он стал внештатным репортером. Три года спустя стал стенографистом парламентских дебатов в Палате общин и начал работать репортером в газете.
Работая репортером он взял себе псевдоним «Боз», который он использовал для «Записок Боза», весьма успешных коротких зарисовок лондонских типов и сцен, а также нравы и обычаи того времени. Диккенс использовал свой остроумный стиль и наблюдательность для изображения различных аспектов жизни в викторианской Англии. «Записки Боза» помогли Диккенсу утвердиться как талантливому и социально осведомленному писателю, и предвосхитили его будущие работы, в которых он также внимательно изучал проблемы общества и человеческого характера.
За «Записками Боза» последовали «Записки Пиквикского клуба». После успеха «Записок» Диккенс начал карьеру романиста, создавая произведения все более сложной сложности с невероятной скоростью, хотя он продолжал также свою журналистскую и редакционную деятельность. «Оливер Твист» был начат в 1837 году и продолжался ежемесячными частями до апреля 1839 года. «Оливер Твист» вызвал большой общественный резонанс и привлек внимание к проблемам работных домов и детского труда.
За «Оливером Твистом» последовали «Николас Никльби» и «Барнаби Радж», оба бестселлеры.
В 1842 году Чарльз Диккенс отправился с визитом в Канаду и Соединенные Штаты, в ходе которого выступал за международное авторское право (в частности, недобросовестные американские издатели пиратствовали его произведения) и отмену рабства.
Уже буквально в следующем году выходит «Рождественская песнь», ставшая началом зарождения новой рождественской традиции.
В 1847 году начинает выходить роман «Домби и сын», одно из самых ярких и сложных произведений Диккенса, известен своим глубоким анализом человеческих характеров и противоречий в семейных отношениях. Роман также включает ярких второстепенных персонажей, образующих мозаичное изображение общества викторианской эпохи.
С 1849 года издается роман «Дэвид Копперфильд». Этот роман считается автобиографическим в некоторой степени и частично основан на собственных воспоминаниях Диккенса. Сюжет романа рассказывает о жизни и приключениях Дэвида Копперфильда, от его рождения до зрелости. Родившись в бедной семье, Дэвид сталкивается с трудностями и лишениями, но его сила характера и стремление к образованию помогают ему преодолеть трудности. «Дэвид Копперфильд» считается одним из величайших романов Диккенса и одним из лучших произведений викторианской литературы.
Хотя писатель Чарльз Диккенс регулярно сотрудничал с такими периодическими изданиями, как The Examiner и The Daily News , большая часть его произведений впервые появилась в созданных им же журналах «Домашние слова» (Household Words) (1850–59), а затем пришедший ему на замену «Круглый год» (All the Year Round) (1859–70). В своих собственных журналах он пользовался большой свободой как редактор и писатель.
Именно в журнале «Круглый год» были опубликованы его поздние произведения «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Наш общий друг», а так же последнее, так и не оконченное произведение, «Тайна Эдвина Друда».
Личная жизнь Диккенса была весьма интересной. Еще в 1836 году, в возрасти 24 лет, он женился на Кэтрин Хоган. В браке у них родилось 10 детей: семь мальчиков и три девочки. Однако их брак не был счастливым. Их темпераменты были несовместимыми. Несмотря на всю его обаятельность и блеск, Диккенс был фундаментально эмоционально неуверенным, что, вероятно, делало совместную жизнь с ним чрезвычайно сложной.
В 1857 году сорокапятилетний Диккенс познакомился с восемнадцатилетней актрисой Эллен Тернан и по уши в нее влюбился. Этот роман стал поводом для окончательного расставания с женой. В 1858 году они официально развелись. Диккенс прожил с Эллен Тернан вплоть до самой своей смерти в 1870 году.
Диккенс умер 9 июня 1870 года после перенесенного инсульта. До последнего он изнурительно работал над своей последней книгой «Тайна Эдвина Друда». Он похоронен в Вестминстерском аббатстве.