Шарлотта Бронте, английская писательница Викторианской эпохи, имеет значительное значение в мировой литературе как создательница выдающихся произведений, наиболее известных из которых — «Джейн Эйр» (Jane Eyre). Великолепно владея художественным мастерством, она создала произведения, которые привлекают читателей своей силой эмоций, глубиной характеров и яркостью описания среды. Несмотря на свою короткую жизнь, она оставила неизгладимый след в мире литературы. Ее произведения до сих пор любимы читателями.
Шарлотта Бронте родилась в 1816 году и была третьей дочерью преподобного Патрика Бронте и его жены Марии (всего детей в семье было шесть: один сын, Бранвелл, и пятеро дочерей: Мэри, Элизабет, Шарлотта, Эмили и Энн). В 1820 году семья Бронте переехала в Хаворт, а где уже буквально в следующем году умерла мать Шарлотты.
В 1824 году Шарлотта вместе с сестрами поступили в школу для дочерей духовенства в Коуэн-Бридж. Но на следующий год Мария и Элизабет, две старшие дочери, заболели, покинули школу и скоропостижно скончались, в результате чего Шарлотту и Эмили забрали домой.
Все дети Бронте были заядлыми читателями, и, поскольку они были изолированными, часто болеющими детьми. Они часто погружались в мир литературной фантазии, порожденной произведениями сэра Вальтера Скотта , а также других авторов-романтиков того времени. В 1826 году Патрик Бронте принесл домой коробку с деревянными солдатиками, чтобы Бранвелл ими поиграл. Игра с солдатиками вдохновила Шарлотту, Эмили, Бранвелла и Энн на создание подробного описания воображаемого мира, который они назвали Ангрией.
В 1831 году Шарлотта поступила в Роу-Хед, но уже на следующий год бросила учёбу, чтобы обучать своих сестёр дома. В 1835 году она вернулась в Роу-Хед как гувернантка, где работала до 1838 года, когда она приняла должность гувернантки в семье Сиджвик. Однако через три месяца она ушла и вернулась в Хаворт. В 1841 году она стала гувернанткой в семье Уайтов, но опять же через девять месяцев решила уйти. Работа гувернанткой никогда не нравилась Шарлотте, однако других вариантов уважаемой работы для образованной женщины из среднего класса в то время просто не было.
1842-43 года Шарлотта проводит в Брюсселе. Она поехала туда вместе с сестрой Эмили с целью подтянуть свой французский язык. Обучение длилось всего год, после чего сестры были вынуждены вернуться в Англию. Шарлота вскоре вернулась в Брюссель, чтобы преподавать английский язык. Она чувствовала себя одинокой и несчастной, поэтому в конце 1843 года приняла решение вернуться домой. В Брюсселе ее так же постигло и любовное разочарование. Она влюбилась в женатого человека с большой семьей, и ее любовь не была встречена взаимностью.
По возвращении домой сестры Бронте приступили к реализации своего проекта по созданию школы, однако затея не удалась. Однако в 1845 году Шарлотта Бронте обнаружила стихи, написанные её сестрой Эмили, и решила опубликовать сборник стихов всех трёх сестёр. Так в 1846 году появились их стихи под псевдонимами Каррер, Эллис и Эктон Белл. Также в это время Шарлотта завершила роман «Учитель», основанный на ее жизни в Брюсселе, который, к сожалению, был отклонён для публикации. Тем не менее, уже в следующем году были опубликованы «Джейн Эйр» Шарлотты, «Грозовой перевал» Эмили и «Агнес Грей» Энн, все ещё под псевдонимами Белла.
В «Джейн Эйр» Шарлотта Бронте смешивает автобиографические элементы с романтическими представлениями того периода. В образе Джейн Шарлотта Бронте создала хрупкую женщину, во всех отношениях невзрачную, скромную, морально сильную и умную. Подобно автору, изоляция, в которой оказалась Джейн, сформировала её личность, обеспечив ей необходимые навыки для выживания. Джейн не зависит от мужчины, чтобы почувствовать свою собственную ценность; вместо этого она сохраняет свою самооценку в своём уме и решимости. Через образ Джейн Бронте выражает своё негодование по отношению к обществу, которое её презирало, сохраняя при этом дистанцированность от человечества в целом. В итоге, когда Джейн влюбляется, она принимает саму суть любви, отказываясь от ярлыков или выгоды, связанных с этим чувством. Важно отметить, что Джейн не будет жертвовать своей моралью или самоуважением ради какого-либо мужчины. В её глазах сохранение собственной личности стоит выше всего. Она утверждает свою независимость и отказывается пожертвовать самой собой ради внешних соблазнов, будь то богатство, социальный статус или даже любовь.
«Джейн Эйр» была встречена с большим одобрением одними критиками и резкой критикой со стороны других. Сама Королева Виктория назвала «Джейн Эйр » «действительно замечательной книгой».
Многие восприняли «Джейн Эйр» как радикальную книгу, свергающую власть, нарушающей человеческий кодекс и поощряющей бунт в домах общества. Рецензент The London Quarterly Review заявил, что Джейн Эйр была олицетворением недисциплинированного духа и что характер Джейн был лишен всех привлекательных женских качеств. Гувернантка, напоминает читателю рецензент, не настоящая женщина, а обуза для общества. Ни одна настоящая женщина не создала бы столь непристойного персонажа, как Джейн Эйр. Таким образом, Каррер Белл (под этим псевдонимом книга была впервые опубликована) считался человеком, который понятия не имел о роли женщины в обществе.
Без сомнения, Шарлотта Бронте была прогрессивной в своих убеждениях. В то время, когда женщины считались не более чем социальным украшением и теми, кто приносит потомство, Шарлотта Бронте смело противоречила обществу в своих произведениях. Ее романы говорят о многом в пользу угнетенной женщины; тем самым сделав Шарлотту Бронте одной из первых современных женщин своего времени. Однако называть Шарлотту Бронте феминисткой было бы невыносимым искажением фактов. В отличие от Жорж Санд, которая по внешности и уровню жизни олицетворяла феминистку девятнадцатого века, Шарлотта Бронте вышла из общества, которое не полностью ее приняло, и выразила свои подавленные идеалы через слова.
Во времена Шарлотты Бронте женщина, проявлявшая независимый дух, была редкостью, если вообще не существовала. Такие чувства обычно скрывались под стоической внешностью, подавляя творческое, эмоциональное и духовное «я». Такое подавление имело опасные последствия — несчастную, нереализованную жизнь.
В 1848 году Шарлотта и Энн посетили своих издателей в Лондоне и раскрыли истинные личности «Беллов». Тот же год был отмечен смертью единственного брата Бранвелла Бронте, который к тому времени стал алкоголиком и наркоманом, а вскоре после этого ушла из жизни Эмили. Энн умерла от пневмонии буквально через год.
В 1849 году Шарлотта, посетив Лондон, начала активно участвовать в литературных кругах и завела знакомства, включая Уильяма Теккерея и Элизабет Гаскелл, которая стала для нее близкой подругой.
Преподобный Артур Белл Николлс, викарий Хауорта с 1845 года, предложил Шарлотте руку и сердце в 1852 году. Его описывали как крупного, высокого мужчину с волевым квадратным лицом, обрамленным темными волосами и огромными бакенбардами, чем-то напоминающего Рочестера из «Джейн Эйр». Отец Шарлотты резко воспротивился этому браку, поэтому Шарлотта отказала Николлсу. Николлс покинул Хаворт в следующем году, в 1853 году, в то время как выходила в свет книга Шарлотты «Виллетт» («Городок»). Однако к 1854 году сопротивление отцовского запрета на брак ослабло, и Шарлотта согласилась выйти замуж за Николлса. Он вернулся в Хаворт в качестве священника, и они поженились, хотя было ясно, что Шарлотта, несмотря на восхищение, не любила его. Николлс, несмотря на разногласия с тестем, тем не менее после смерти Шарлотты ухаживал за престарелым Патриком Бронте.
В 1854 году, ожидая ребёнка, Шарлотта заболела пневмонией. Эту болезнь можно было бы вылечить, но, видимо, она, осознанно или бессознательно, использовала её как возможность окончания собственной жизни. После продолжительной и мучительной болезни Шарлотта Бронте скончалась в 1855 году. Ей было 38 лет.
В 1857 году была посмертно опубликована книга «Профессор», написанная в 1845–1846 годах, и в том же году Элизабет Гаскелл в память о подруге выпустила ее биографию «Жизнь Шарлотты Бронте».
Шарлотта была обладательницей удивительно сложного характера: честная, упрямая, стойкая. Её мысли всегда отличались независимостью. При этом она проявляла эмоциональную неуверенность и застенчивость, прежде всего из-за своей внешности. По мимо физической слабости она считалась некрасивой (и это ее задевало): худой, невысокой, красноватым лицом, отсутствующими зубами и нависшей бровью. Хотя друзья Шарлотты вспоминали её прекрасные глаза и красивые волосы.
В самом прямом смысле жизнь Шарлотты Бронте прошла в трауре, в борьбе с мрачной реальностью, которая окружала ее — заброшенностью, жестокостью, эмоциональной депривацией, смертью (в течение своей жизни она была вынуждена пережить травмирующую потерю своей матери, всех своих четырех сестер и брата) и поиск реальности, своей личности. Она писала, потому что письмо давало ей психологическую разрядку: жизнь без сочинения была для нее немыслима. Ее триумф заключался в ее способности использовать свои замечательные творческие способности для превращения собственного опыта в великое искусство.
Во времена Шарлотты Бронте женщина, проявлявшая независимый дух, была редкостью, если вообще не существовала. Такие чувства обычно скрывались под стоической внешностью, подавляя творческое, эмоциональное и духовное «я». Такое подавление имело опасные последствия — несчастную, нереализованную жизнь. Шарлотта Бронте ушла в созданный ею мир. Именно благодаря писательству ей удалось вдохнуть жизнь в свое подавленное «я» и мечты.