Уильям Уэвелл (Хьюэлл) (1794–1866) был одной из ведущих фигур науки девятнадцатого века. Из-за широкого спектра деятельности и опыта Уэвелла особенно трудно род его деятельности. Он авторитетно писал по архитектуре, механике, минералогии, моральной философии, астрономии, политической экономии и философии науки. Его очень часто называли эрудитом. Один из его современников подшучивал над Уэвеллом, отмечая: «Наука — его сильная сторона, всеведение — его слабость». Сегодня он наиболее известен как философ от науки, автор работ по истории науки и моральной философии.
Уэвелл был соучредителем и президентом Британской ассоциации содействия развитию науки , членом Королевского общества, президентом Геологического общества и в течение многих лет магистром Тринити-колледжа в Кембридже. Был дважды женат, но детей в обоих браках не было.
У Уэвелла был особый талант придумывать новые термины. Он придумал слова «анод», «катод» и «ион» для Фарадея и слово «ученый» в 1833 году (однако этот термин не вошел в общее употребление до самого конца века).
Сегодня Уэвелла, пожалуй, больше всего помнят за его «Философию индуктивных наук» (1840 г.). В книге Уитконбир обсуждает методологию и философию науки, предлагая свои собственные взгляды на методы индукции и дедукции, а также на роль наблюдения и экспериментов в научном исследовании.
Согласно Уэвеллу, любое знание имеет как идеальное, или субъективное, так и объективное измерение. Он назвал это «фундаментальной антитезой» знания. Уэвелл объяснил, что «в каждом акте познания… есть два противоположных элемента, которые мы можем назвать идеями и восприятиями». Уэвелл утверждал, что ищет «средний путь» между чистым рационализмом и ультраэмпиризмом.
Помимо своих влиятельных заявлений о том, как правильно заниматься наукой, Уэвелл также попытался классифицировать науки. Например, Арифметику, Геометрию и Алгебру он отнес к Математическим наукам, а Статику и Динамику к Механическим.
О положении Уэвелла как одного из элит викторианской науки можно судить, помимо всего прочего, по его авторству одного из знаменитых Бриджуотерских трактатов: «Об астрономии и общей физике». Бриджуоретерские трактаты появились по завещанию графа Бриджуотера, который выделил сумму на написание и публикацию тысячу экземпляров работы «О силе, мудрости и благости Бога, проявленной в Творении»; иллюстрируя такую работу «всеми разумными аргументами, как, например, разнообразие и образование творений Божиих в животном, растительном и минеральном царствах; эффект пищеварения и, следовательно, конверсии; устройство руки человека и бесконечное множество других аргументов, а также открытия, древние и современные, в искусстве, науке и во всей литературе». Исполнители завещания поручили восьми джентльменам (одним из которых и был Уэвелл) написать отдельные трактаты по различным ветвям предмета. Трактаты Бриджуотера отражают состояние безопасной, ортодоксальной науки в ранней викторианской Британии. Однако так как они вышли небольшим тиражом и были очень дорогими, их эффект на научное сообщество того времени был ограничен.
Уэвелл также выступил против идеи эволюции. Сначала он опубликовал новую книгу «Указания Творца » (1845), составленную из выдержек из его более ранних работ в противовес популярной анонимной эволюционной работе «Остатки естественной истории творения». Позже Уэвелл выступил против теории эволюции Дарвина.