«Грошовыми ужастиками» (Penny dreadfuls) или «Кровавыми ужастиками» (Penny bloods) назывались недорогие и небольшие по объему произведения с захватывающим сюжетом. Стоили они всего пени, что и нашло отражение в закрепившимся за ними названии.
«Грошовые ужастики» выпускались на недорогой бумаге в виде небольшого буклета в 8 или 16 страниц. Текст на последней странице мог часто прерываться даже посреди предложения, что мотивировало читателей покупать следующий выпуск. Важной составляющей «грошовых ужастиков» были иллюстрации. Черно-белая иллюстрация в верхней половине первой страницы была обязательным элементом. Она так же выполняла роль рекламного инструмента: читателям было интересно узнать, что за герой изображен и что с ним случилось.
В начале своего существования, «Грошовые ужастики» использовали интерес к готическим рассказам конца XVIII века в дешевой художественной литературе. Сюжеты, которые привлекали, были наиболее захватывающими: «мир, — как выразил один писатель, — спящих пэров, коварных баронетов и благородных дам, поглощённых изучением токсикологии [наука о ядах] цыган и глав разбойничьих банд, мужчин в масках и женщин с кинжалами, похищенных детей, истощённых ведьм, безжалостных игроков, отвратительных разбойников и заморских принцесс».
Первым в истории кровавым изданием в 1836 году были «Жизни самых отъявленных разбойников» в 60 номерах. Они очень долго оставались фаворитами у публики.
«Джентльмен Джек» публиковался в течение четырех лет, без особого беспокойства за историческую точность и преемственность. Например, один персонаж был убит дважды по неосторожности. Дик Терпин был большим фаворитом. Его историю, и особенно то время, когда он (предположительно) проехал за ночь 200 миль из Лондона в Йорк, пересказывали бесконечно.
Самый успешный и, возможно, самый успешный сериал, который когда-либо видел мир, «Тайны Лондона» впервые появился в 1844 году по сценарию Г.В.М. Рейнольдса. Он основал его на французской книге, но вскоре он зажил собственной жизнью, охватывая 12 лет, 624 выпуска и почти 4,5 миллиона слов. Одним из факторов успеха было то, что «Тайны Лондона» были гораздо ближе к собственной жизни читателей, противопоставляя ужасный мир трущоб декадентской жизни беспечных богачей.
Позже, после того, как разбойники, а затем и злые аристократы вышли из моды, «грошовые крови» добились еще большего успеха в рассказах о настоящих преступлениях, особенно об убийствах. И если не было хороших реальных преступлений, то они выдумывались. Самой успешной из них стала история Суини Тодда. «Демон-цирюльник» впервые появился в романе под названием «Жемчужная нить», который начал публиковаться в 1846 году. Еще до того, как он достиг своего завершения, он был адаптирован для сцены, изображая кровожадного парикмахера, который убивал своих клиентов ради своей соседки миссис Ловетт. Однако вскоре центральное место заняли детективы, а не убийцы.
Изначально у Penny dreadfuls была широкая читательская аудитория, преимущественно мужская, но в 1860-х годах фокус сузился, и «ужастики» стали для детей.
Популярность «Грошовых ужастиков» особенно среди детей начала вызывать беспокойство викторианской общественности, которая начала устанавливать связь между различными преступлениями среди несовершеннолетних. и проступки и потребление этого (якобы) развратного материала. К 1880-м годам беспокойство по поводу «грошовых ужастиков», ведущих детей к преступной и порочной жизни, вызвало настоящую панику у среднего класса. Многие призывали ввести уголовную ответственность за публикацию и потребление «грошовых ужастиков».
Некоторые педагоги викторианской эпохи утверждали, что «грошовые ужастики» приукрашивали преступную жизнь. В то время как другие утверждали, что приключенческие истории, содержащиеся на страницах этих книг, побуждают британскую молодежь из рабочего класса быть неудовлетворенной обыденностью своей повседневной жизни и стремиться к богатству и приключениям за пределами своего класса.
Так как криминализация Penny dreadfuls в целом была признана невозможной, а вытеснить весьма успешных издателей с рынка было невозможно, викторианские моралисты решили пойти другим путем. Они предложили альтернативный тип издания: новую дешевая художественную литературу, названная одним викторианским издателем «прекрасным пенни». Она рекламировалась как чистая, здоровая и нравственная. Многие надеялись, что это послужит противоядием от «ужасов за пенни». Но, конечно же, этого не произошло.
В начале XX века интерес к «Penny dreadfuls» начал угасать, но их влияние на жанр ужасов и детективной литературы осталось значительным. Они оказали влияние на более поздние произведения и в частности на развитие популярных литературных жанров.
Где можно почитать Penny dreadfuls?
The Mysteries of London by George W. M. Reynolds
The String of Pearls by Prest (Первое произведение о Суинне Тодде)