Уида (Мария Луиза Раме) - биография писательницы
Знаменитые люди Викторианской эпохи - Литература и искусство

Уида (Мария Луиза Раме) — биография писательницы

Уида (настоящее имя Мария Луиза Раме) — писательница Викторианской эпохи, автор более пятидесяти книг. Ее яркая, полная интересных событий и многочисленных перемен жизнь нашла отражение в ее богатом, полном противоречий творчестве.

Мария Луиза Раме (Уида)
Мария Луиза Раме (Уида) — Литография 1878 года

Мария Луиза родилась в 1839 году в семье француза Луи Раме и англичанки, Сьюзен Саттон, дочери виноторговца. Ее отец был живым романтическим героем. Он был членом карбонариев, итальянцев, которые боролись за объединение Италии, и помогал Луи Бонапарту во время и после неудачного восстания 1836 года. Поскольку склонный к приключениям муж часто бывал в отъезде, мать Марии Луизы полностью сосредоточилась на дочери. Любящая мать научила Уиду читать и писать в юном возрасте, так что в четыре года она написала свой первый рассказ печатными буквами. Она так же привила дочери любовь к литературе, которая питала воображение Уиды и побуждала ее глубоко задуматься о жизни. Кстати говоря, псевдоним Уида происходит из детства Луизы. Девочка не могла выговорить свое полное имя. Оно, с подачи матери, за ней в итоге закрепилось.

С одиннадцати лет Уида писала пьесы и создавала бумажные фигурки, чтобы выступать перед обожающей публикой. Решив усердно учиться и добиться чего-то из себя, она посещала местную женскую академию, которая, однако, не только не заполнила образовательные пробелы в ее знаниях, но и подчеркнула ее уникальность и отличие от других девушек, которых она воспринимала как завистливых и злобных.

Одним из ярких событий ее ранней жизни был приезд в Бери-Сент-Эдмунд, город, где она жила вместе с матерью, 700 ополченцев Западного Саффолка. Краски военной жизни и ее публичных учений, наряду с повседневными делами и высказываниями молодых солдат на стоянках, вызвали интерес Уиды, который отразился в ее раннем творчестве.

В 1857, когда Марии Луизе было 18 лет, она, ее мать и бабушка переехали в Лондон. Болезнь бабушки, тяжело перенесшей переезд, свел Уиду с Уильямом Эйнсвортом, который и открыл ее, как писателя.

Мария Луиза использовала свое детское прозвище — Уида — как гендерно-нейтральный псевдоним для обеспечения своей анонимности. Ее романтичные и безрассудные герои пришлись по нраву читателям. К 1860 году она стала звездой журнала Эйнсворта. В ее первых произведениях было много военных, однако вскоре критики отметили, что военная тема уже порядком поднадоела. Поэтому Мария Луиза стала искать новые темы.

Ей это было сделать не сложно. Ее писательская деятельность свела ее с очень разные людьми. Она огранизовала свой салон, стала сердцем лондонской богемы. Общаясь на них с людьми, она пополнила темы, о которых писала. Она поместила героев своих произведений сначала в колледжи, а затем в курортные города на континенте. Полагаясь на разговоры других людей для получения впечатлений от таких мест, Уида интригующе смешивая реализм и фантазию.

Уида, обладая теперь достаточным достатком, чтобы воплотить себя в образ одной из своих вымышленных героинь, создала собственные наряды с несовременно короткими рукавами и юбками, которые подчеркивали ее изящные конечности. Она поручила их пошив самым искусным портным, используя самые изысканные светлые ткани. Её гости не могли не замечать, как её романтические и женственные наряды контрастировали с её мужественным лицом, голосом, привычками и образом общения. Независимо от того, осознавала ли она это или играла эту роль настолько убедительно, что не замечала, она жила так, как хотела. Уида щедро украшала свои комнаты, развешивала картины на стенах и писала только тогда, когда ей хотелось. Когда она была в настроении писать, она опиралась на подушки в спальне, полной ваз с фиолетовыми цветами, писала фиолетовыми чернилами на ватманной бумаге, на которой писала боком, и бросала каждый ненумерованный и неотредактированный лист на пол, когда заканчивала его. Вечера посвящались роскошным вечерам для мужчин, которых приглашали оставить у дверей свои моральные принципы и зонтики.

Мария Луиза чувствовала себя в безопасности, прикрываясь псевдонимом. Она даже позволила себе в романе «Пак» насмешки в адрес полиции, церкви и (менее прямо) принца Уэльского. «Пак» повествует о жизни мальтийского терьера, которого то и дело продавали, украли и теряли. Голосом Пака Уида выражает свою злобу на двойные стандарты своего времени. «Пак» вызвал немало нападок рецензентов, однако поскольку личность автора не была раскрыта, Уида не пострадала.

Однако год спустя ее авторство было раскрыто. Уида, будучи на половину француженкой, симпатизировала французским революционерам той поры. Ее взгляды отрезали ее от тех, чья дружба и поддержка, были ей необходимы в творческом и материальном плане. По совету ее друга лорда Дафф-Гордон Уида вместе с матерью покинула Англию и перебралась во Флоренцию, которая привлекла женщин в том числе и дешево арендой.

Начинается итальянский период в жизни Марии Луизы Раме.

На момент переезда в Италию Уиде было тридцать два года. Во Флоренции она нашла уже сформированное сообщество англоговорящих эмигрантов и отдыхающих, которые стекались в город и его окрестности. Она участвовала во флорентийских салонах и продолжала писать, лишь время от времени путешествуя, чтобы одним взглядом впитать суть локаций.

Во Флоренции она жила так же причудливо, как и подобало гению, которым она себя считала, и так же нарочито, как и в Лондоне. Устраивала приемы, на которых всегда было многолюдно. Проявляла грубость по отношению к людям, не имеющим аристократических связей (особенно к американцам, никак не реагировала на неловкие моменты, которые она часто создавала. К 1876 году такой образ жизни стал настолько дорогой, что Уида постоянно просила у своего издателя барона фон Таухница аванс на ее книги. 

Она коллекционировала собак так же небрежно, как распоряжалась своими финансами. Местные жители, продававшие ей бездомных животных, называли ее «la mamma dei canni» (мама собак). Иногда у нее было до тридцати животных. Она даже устроила кладбище в углу своего сада с мраморными и гранитными памятниками, что шокировало ее соседей, посчитавших это богохульством.

Ее писательские привычки менялись в зависимости от окружения, но не от техники или жанра. Она использовала бальный зал в качестве своего кабинета, и, писала за своим старинным письменным столом в окружении белых овчарок. Она носила белый муслин, если ее героиня была крестьянкой и атлас, если бы она была леди. Закончив, она собрала разбросанные листы, не перечитывая и не редактируя их, в результате чего раздражала своих издателей количеством возвращаемых корректур. Несмотря на то, что ее постоянные исправления стоили им денег, ее издатели мирились с ней, потому что ее книги продолжали продаваться. 

После своего переезда в Италию Уида посетила Англию всего лишь один раз в 1886-1887 годах, в надежде на встречу с блестящим обществом. Она обедала в Палате общин и во французском посольстве, где был вечер в ее честь. Затем, остановившись в отеле «Ленгем», она собрала впечатляющее общество, в котором присутствовали Оскар Уайльд и Джон Эверетт Милле. Несмотря на такие успехи, она оставалась разочарованной и одинокой, так как многие ее давние друзья ушли из жизни, а оставшиеся были заняты другими делами. Ей казалось, что Лондон изменился, и она не одобряла появившихся в обществе американских женщин, которых она считала поверхностными и банальными. Кроме того, через пять месяцев она не могла позволить себе такой роскошный образ жизни, и, соответственно, не могла оплатить счет в отеле. Ей помогли в его оплатой ее давние поклонники, после чего она вернулась во Флоренцию.

Однако там ее ждала целая череда неурядиц. Марию Луизу выселили из дома за неуплату арендной платы, кредиторы конфисковали мебель, а также ее рукописи и сувениры. 

Следующим ударом, с которым столкнулась Уида, стала смерть ее матери. За всю жизнь Уиды мать и дочь провели в разлуке всего несколько недель, поэтому ее потеря усугубила депрессию Уиды. Она прекратила всякое подобие заботы о себе, обратилась к своим собакам в поисках компании и кормила их мясом и молоком, одновременно кормя себя чаем и печеньем. Она почти не писала, лишь только немногочисленные журнальные статьи.

Депрессия не покинула ее до конца ее дней. Она со временем все больше изолировалась от людей, предпочитая им своих собак. Уида ненадолго вернулась к творчеству и даже написала книгу, которую сама считала своей самой лучшей — «Массаренцы». На нее так же сильно давил недостаток денег. Ее книги продавались в Америке всего за 40 центов штука. Она регулярно брала авансы у своих издателей, но была слишком гордой, чтобы принимать помощь друзей. Она часто голодала, но могла потратить все деньги на еду для своих собак. В конце концов ее английские друзья добились до нее небольшой пенсии.

Мария Луиза Раме умерла в 1908 году от пневмонии в Виареджо, Италия. Она была похоронена на английском кладбище там же. Анонимный друг заплатил за роскошное надгробие со скультптурой Уиды в полный рост.

Несмотря на оставленное Уидой богатое литературное наследие, сейчас популярностью пользуются лишь избранные ее произведения. «Под двумя флагами» — роман о британском солдате, присоединившемуся к французскому Иностранному легиону — несколько раз экранизировался. «Фландрийский пес» считается детской классикой в странах Азии и так же получил несколько экранизаций. Сейчас ее помнят исключительно как писательницу экстравагантных мелодраматических романов, а все свидетельства ее социальных и политических идей были забыты.