Нижнее белье Викторианской эпохи очень сильно отличалось от того, что мы носим сейчас. Скажем так, его было сильно больше. Оно закрывало почти все тело кроме щиколоток и рук. Нижнее белье, непосредственно соприкасающиеся с кожей, полагалось регулярно менять,
в идеале ежедневно.
Женщины в качестве нижнего белья носили сорочка, панталоны, чулки, корсет и нижние юбки.
Женская сорочка была не изобретением Викторианской эпохи. Этот предмет нижней одежды имел давние корни и в 19 веке мало изменился относительно предыдущих эпох. Это была льняная или хлопковая рубаха очень простого покроя, как правильно с цельнокроеными короткими рукавами. Чаще всего сорочка шилась вручную дома. Поскольку она часто стиралась, то делали ее максимально крепкой.
Интересно, что женщина в нательной рубашке — не считалась ничем не приличным. Например, такой образ использовался в рекламе мыла и это было пристойным.
Панталоны получили распространение после того, как в моду в 1856 года вошел кринолин. До этого женщины носили многочисленные нижние юбки, которые прилегали к телу. Эти юбки активно украшались кружевом и вышивкой. Панталоны в сочетании с нижними юбками были неудобны, особенно для того, чтобы справить нужду, а так же не имели большой практической пользы.
Кринолин, представляющий собой каркас из стали и хлопковой ленты, отделял юбку от ног. Он облегчал посещение уборной. Однако появились новые проблемы: любой неосторожный шаг или порыв ветра могли приподнять кринолин, обнажая ноги женщины. Поэтому панталоны не только помогали сохранить тепло, но и обеспечивали соблюдение приличий в таких ситуациях.
При этом примерно до 1880-х годов панталоны не были полностью соединены между ног, что так же облегчало походы в туалет. Уже только под конец века штанины панталон стали полностью соединяться.
Интересно, что королева Виктория была большой поклонницей панталон. Сохранилось несколько панталон, которые она носила (кстати, все не до конца соединенные между ног), с незаметной монограммой с инициалами королевы.
Панталоны, как интимный предмет одежды, обычно шились дома. Крой был максимально простым. Женщине было достаточно простой схемы, чтобы сшить панталоны самостоятельно.
Поздневикторианские панталоны иногда украшались кружевом, но чаще всего оставались простыми и функциональными. Затейливые и обильно украшенные панталоны больше характерны для Эдвардианской эпохи.
С конца 1870-х годов сорочка и панталоны объединяются в комбинацию. К концу 19 века комбинации практически полностью заменили собой пару «сорочка + панталоны». Главное их преимущество было в отсутствии объема в районе талии и бедер, который создавала присборенная ткань панталон. Комбинация стала первым шагом в сторону эволюции женского нижнего белья в его текущий вид.
В отличие от сорочек и панталон чулки, как правило, не делались самостоятельно, а покупались. К 1837 году на рынке преобладали чулки машинного производства. Они делались из разных материалов: хлопка, шерсти и даже шелка. Шерсть была самым теплым и доступным материалом, к тому же, благодаря своим изолирующим свойствам, она считалась наиболее полезной для здоровья. Шелковые чулки были предметом роскоши, доступным лишь немногим, требовали особого внимания и при появлении дефектов нуждались в тщательной штопке.
Различались чулки и по цвету. В первой половине 19 века пользовались популярностью белые чулки. Ближе к концу века, наоборот, черные. Вероятно, это было в том числе связано с культом траура и частым ношением траурной черной одежды. Черные чулки так же рекомендовались девочкам, которые носили более короткие юбки, чем взрослые женщины.
До 1880-х годов чулки на ноге обычно удерживали специальные подвязки, обмотанные вокруг ноги чуть выше колена. Это была крайне непрактичная вещь. Затянутые туго, они могли нарушать кровоснабжение. С другой стороны, ненадежно затянутые подвязки могли стать причиной большого конфуза: чулки вместе с подвязками могли спуститься до земли и стать причиной конфуза. На смену им пришел пояс с подвязками, гораздо более удобный и надежный.
Корсет считался частью нижнего белья, но при этом никогда не надевался на голое тело. В отличие от сорочки, панталон и чулок, которые стирались каждый день, корсет стирали крайне редко, если вообще.
Корсет носили женщины всех слоев населения. Более того, общество ожидало, что женщина будет носить корсет. Женщина, одевая корсет словно говорила, что у нее есть правила и, что еще важнее, чувство собственного достоинства. Это было важным в представлении викторианцев.
Примерно до 1860 годов часто носили корсеты, сделанные дома. Выкройки и инструкции для шитья активно публиковались. Корсеты на этих выкройках состояли из четырех сшитых между собой хлопковых прямоугольников с клиновидными вставками — двумя для груди и иногда двумя для бедер. В самодельных корсетах жестких вставок было минимальное количество — обычно пара по обе стороны от шнуровки, чтобы корсет не морщился при затягивании, и жесткий бюск, напоминающий линейку, который вставляли в специальный тканевый кармашек на передней части корсета. Бюск мог быть изготовлен из дерева, рога, металла или китового уса, придавая корсету максимальную жесткость. В остальном нужную форму создавали отрезки шнура или веревки, протянутые между плотно расположенными вертикальными швами. Шнуровка корсета находилась сзади.
Корсеты, изготовленные профессионалами, обычно состояли из большего количества деталей, обычно восьми. Помимо центрального бюска, такие корсеты имели дополнительные жесткие вставки спереди, сзади и во всех швах, соединяющих тканевые детали. Эти корсеты позволяли затягивать шнуровку значительно туже, чем и пользовались женщины.
Поверх корсета женщины одевали минимум две нижние юбки. Первой одевали простую хлопковую юбку самого простого фасона и без отделки, что позволяло быстро ее стирать. Второй была юбка из фланели, обычно более короткая, однако ее уже могли украсить скромной отделкой. Ношение этих двух нижних юбок было характерным для всех слоев населения. Однако модницам нужно было кое-что: специальная нижняя юбка со шнурами, которая позволяла быстро придать юбке модную форму. Знаменитый кринолин является частным случаем такой юбки.
Последним слоем женского нижнего белья служили разнообразные нижние рубашки, камисоли, накорсетные сорочки и другие предметы, которые надевались поверх корсета. Некоторые из них предназначались для сохранения тепла, другие — для смягчения видимой линии корсета на груди. В основном это были изящные вещи, украшенные вышивкой, кружевами и лентами, некоторые из которых сохранились до наших дней.
И уже поверх всех этих слоев уже и одевалась уличная одежда.