Эдуард Элгар — имя, которое по праву занимает одно из центральных мест в истории английской музыки. Он был классическим примером самоучки, решившей добиться успеха благодаря упорному труду, самообразованию и таланту. Расцвет карьеры Элгара пришелся на начало 20 века, однако многие его известные произведения были созданы еще в Викторианскую эпоху.
Элгар считается самым значительным композитором Британии со времен Генри Перселла, и его лучшая музыка – симфонии и концерты – легко выдерживает сравнение с музыкой его современников Рихарда Штрауса и Густава Малера.
Элгар родился 2 июня 1857 года. Его отец имел музыкальный магазин в Вустере и был настройщиком пианино. Он рано решил стать композитором. Он сразу понял, что жизненные обстоятельства не позволят ему получить какое-либо формальное обучение музыке, поэтому единственное, что ему оставалось это заняться самообразованием. Он жадно читал, учился игре на фортепиано по книгам, которые он нашел в магазине своего отца. Его поддерживала мать Энн, которая сама обучилась чтению.
В маленьком городе, где вырос Элгар, талантливых музыкантов было относительно мало, поэтому амбициозный молодой Элгар, умевший играть на скрипке, фортепиано и органе получил множество возможностей сочинять, выступать и дирижировать. Таким образом он получил много практического опыта в музыке.
Самыми ранними сочинительскими усилиями Элгара были салонные песни и хоровые пьесы, основанные на уже существовавшей музыке Бетховена. В тот период он сочинял скромные, но привлекательных произведений, в том числе польки, марши и кадрили. Самым успешным произведением, сочиненным Элгаром в ранние годы (ему тогда было около двадцати лет) была так называемая «Музыка гармонии № 4» с подзаголовком «Ферма» для квинтета деревянных духовых инструментов.
На протяжении 1880-х и 1890-х годов его опыт рос, а его стиль развивался, когда он дирижировал и сочинял для местных музыкальных организаций. Он также преподавал игру на скрипке и играл на органе в Римско-католической церкви Святого Георгия в Вустере. Постепенно, благодаря таким ранним произведениям, как «Фруассар» (1890 г.), «Имперский марш» (1897 г.) и кантатам «Король Олаф» (1896 г.) и «Карактак» (1898 г.), его репутация начала распространяться за пределы родного Вустершира.
Его первый большой успех пришел с «Вариациями на оригинальную тему» («Энигма») в 1899 году. «Энигма» также считается самым загадочным его произведением. Каждый из четырнадцати вариантов имеет загадочный подзаголовок, который относится к конкретному человеку (или животному) в жизни Элгара, включая его жену, его издателя, а также различных друзей и учеников.
После «Морских картинок», цикла песен для контральто с оркестром (1899), появилось одно из величайших религиозных произведений Элгара — «Сон Геронтия», основанное на стихотворении кардинала Ньюмана о путешествии души к суду и за его пределы
В 1889 году Элгар женился на одной из своих учениц, Кэролайн Элис Робертс. Элис была старше его на восемь лет. Родня Элис противилась этому браку, считая Элгара представителем «низшего класса». Однако этот брак сыграл ключевую роль в карьере Эдгара Элгара. Супруга активно поддерживала его и стала настоящей музой. В частности именно Элис настояла на переезде в Лондон, что сыграло решающую роль в карьере Элгара.
В качестве свадебного подарка Элгар преподнёс невесте знаменитое произведение Salut d’amour для скрипки. К своему сожалению, Элгар продал Salut d’amour сразу за скромную сумму, а затем наблюдал, как это принесло удачливому издателю целое состояние в виде гонораров.
20 век для Элгара год стал весьма успешным. В 1901 состоялась успешная премьера увертюры «В лондонском городе» и двух маршей «Помпезность и торжественность». В 1904 году в Ковент-Гардене прошел фестиваль Элгара, на котором была представлена новая яркая увертюра «На юге». Позже в том же году Элдар был посвящен в рыцари королем Эдуардом VII.
После написания оратория «Царство» в 1906 году, Элдар сконцентрировался на работе над симфониями. Он сочиняет симфонию № 1 ля-бемоль, скрипичный концерт си минор, симфонию № 2 ми-бемоль.
Элгар сочинил достаточно много произведений для широкой аудитории. Того, что сейчас бы назвали популярной музыкой. К ним относятся скрипичные пьесы Chanson de nuit, «Утренняя песня», «Севильяна». Элгар так же отметился в таком популярном жанре, как песни, исполняемые без аккомпанемента (он был очень популярен вплоть до Второй мировой войны). Известны его песни «Go, Song of Mine», «О, ветер Дикого Запада», а так произведение для хора «Пять партийных песен» из Греческой антологии.
Элгар вырос как католик (что было весьма необычно в англиканской Великобритании), но при этом регулярно сочинял музыку для англиканской церкви. «Отдай Господу» считается одним из лучших англиканских гимнов Элгара.
Между периодом Второй симфонии и началом Первой мировой войны в 1914 году появилось всего два крупных произведения — «Создатели музыки», ода для контральто, хора и оркестра по стихотворению Артура О’Шонесси (1912), и симфонический этюд по мотивам «Фальстафа» Шекспира (1913). «Фальстафа» Элдар считал одним из лучших своих произведений.
Первая мировая война шокировала Элгара. Во время войны он почти не сочинял. Помимо нескольких патриотических пьес, музыки к детской пьесе «Звездный экспресс» (1915), оформления трех военных стихотворений Лоуренса Биньона «Дух Англии» (1915–17), ныне признанных одним из шедевров композитора, и балета «Сангвиник» (1917) ничего серьезного не произошло. Однако после войны выходят несколько камерных произведений, включая последний великий шедевр «Концерт для виолончели ми минор«
С развитием звукозаписи, Элгар стал записывать свои произведения. Он был одним из первых композиторов, кто стал это делать. Они начал выпускать акустические диски со своими произведениями еще в 1914 году. С 1926 года Элгар делал электрические записи своих основных произведений. Одна из последних из сделанных записей историческое исполнение Скрипичного концерта в 1932 году с солистом 16-летним Иегуди Менухина.
В 1920 году умирает жена Элгара, что становится для композитора величайшей жизненной утратой. После этого Элгар восемь лет живет спокойной жизнью деревенского джентльмена и почти не занимается творчеством. К концу 1920-х годов он начинает писать третью симфонию и новую оперу. В 1933 году у Элдара обнаруживают злокачественную опухоль. 23 февраля 1934 года он умирает.